Культурное наследие

Культурное наследие города Симферополя


Город Симферополь - административный, культурный и экономический центр Автономной Республики Крым, ее главный транспортный узел, представленный сетью железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, в черте города расположен единственный в Крыму международный аэропорт.

Наличие в Симферополе историко-культурного наследия отражающего этапы его развития со времен палеолита, античных времен позднескифского государства Неаполь-Скифский, средневекового мусульманского поселения Ак-Мечеть, столицы Крымской губернии – Симферополя растущего и развивающегося до наших дней, является одним из важнейших факторов для развития рекреационно-туристической отрасли и способствует созданию условий для начала знакомства с Крымом именно с города Симферополя. Выгодное географическое и геополитическое положение, природно-рекреационный и историко-культурный потенциал в сочетании с многонациональной историко-культурной традицией, отраженной в застройке исторического центра Симферополя, а также ведение активной политики в сфере развития туризма в сочетании с развитием инфраструктуры обслуживания туристов оказывают положительное влияние на другие секторы экономики, позволяют обеспечить стабильный рост занятости, увеличение доходов населения.

Свято - Троицкий Собор

Одним из самых живописных мест старого города всегда был район греческой Свято - Троицкой церкви построенный еще в 1796 году на средства прихожан, улица, на которой находился храм в 1839 г, была названа Греческой, а в 1946 г получила новое название - Одесская.

В 1830 году церковь перестраивалась и была возведена колокольня. В 1868 году на месте старого здания построили новое и 27 сентября 1868 г церковь во имя Святой Троицы освятили.

Симферопольский Свято-Троицкий собор это каменное, крестово-купольное здание с лазурно - голубым куполом и двухъярусной колокольней, удачными пропорциями гармоничных в стильном единстве объемов стоит в ряду лучших церковных сооружений Симферополя. В архитектурном облике храма нашли отражения типичные приемы отечественного зодчества. Над центральным входом в Свято-Троицкий собор - мозаичное изображение Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа в виде голубя.

Свято-Троицкая церковь - одна из старейших сохранившихся православных церквей города. За ней еще один храм – это баптистерий св.Илии, средокрестие его оформлено восьмиугольником, мозаичные иконы украшают стены октагона внутри.

В ограде обители в одноэтажном здании располагается музей святителя Луки (Войно - Ясенецкого). В Свято - Троицком Соборе в серебряной раке находятся мощи святителя Луки.

С правой стороны, от главного въезда на территории монастыря, одноэтажная постройка с колонами, хорошо сохранившийся архитектурный фрагмент XVIII века - это бывшие греческие торговые ряды.

Слева от входа в Свято-Троицкий собор в трехэтажном здании под покатой зеленой крышей размещаются келии, трапезная и мастерские.



Константино-Еленинская церковь
В 1780-х гг. у северной границы Ак – Мечети (между нынешними улицами Ленина и Октябрьской) располагалась первая городская усадьба в Симферополе, принадлежащая правителю канцелярии Григория Потемкина – В.Попову. В усадьбу входили: барский дом, службы и домовая церковь Константина и Елены.
В 1786 году в первом православном храме Симферополя установлен иконостас, и вновь открыто богослужение.
Именно в этой церкви молилась императрица Екатерина II, когда прибыла в Симферополь 26 мая 1787 года проездом из Бахчисарая в Карасубазар (нынешний Белогорск).
Церковь Константина и Елены вошла в усадебный комплекс генерала В.П.Попова как домовая церковь. Под храм был приспособлен одноэтажный дом. К нему примыкала колокольня с притвором, оформленная элементами русско-византийского стиля.
Колокольня представляла собой двухъярусное четырехугольное сооружение с профилированными широкими арочными проемами в нижней части и стройным верхом, перекрытым шатровой крышей, увенчанной луковицей.
В XIX веке были реконструированы все усадебные постройки, в том числе и домовая церковь. Она была освящена 14 июня 1887 года.
После реконструкции облик церкви Константина и Елены изменился, построена новая колокольня примыкающая к торцу старого здания храма и вместе с ним изменила свой декор.
Колокольня реконструированной церкви Константина и Елены имела укрупненный нижний и устремленный ввысь верхний ярус. Изображение крестов на капителях полуколонок колокольни и пилястрах храмового здания соединяло две разновременных постройки в единое целое. Этому же способствовали ажурные решетки колокольни и дома.
В течении нескольких лет, начиная с 1917 года, церковь была приписана к Петро -Павловскому собору. В 1929 году здание перестало существовать как церковное и было передано под аэроклуб. Верхний ярус колокольни разрушили, а церковное имущество передали в Свято-Троицкую церковь.
До наших дней от здания церкви Константина и Елены сохранились только арочные проемы с некоторыми элементами декора. Сейчас храм возрожден и над церковью поднялась колокольня с крестом.
Вместе с Петро - Павловским и Свято-Троицким храмами, церковь святых Константина и Елены участвует в силуэтной панораме одного из старых районов города и выполняет роль доминанты, организующей пространство улицы.

Петропавловский собор

На небольшой старинной улочке Октябрьская (бывшая Петропавловская) в начале XIX века по просьбе и на средства жителей
нового города Симферополя был построен храм во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1805 году началось строительство нового храма. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное прямоугольное здание, над западной стороной возвышалась колокольня, с восточной находилась пятигранная апсида. Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный самый широкий. В храме не было росписей, главным его украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети. Петропавловского храма прослужил более 20 лет.

В 1865 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм и на еѐ месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма; прихожане участвовали в его строительстве. В августе 1866 года строительство церкви было завершено. Внешний вид храма изменился: он был построен в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря 12 окнам, устроенным в барабане и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан.

В 1937 году богослужение в Петропавловском соборе прекратилось. Восстановление собора началось только в 1980-е годы. Современный архитектурный облик собора соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы.

При входе в собор устроена паперть – крыльцо. Каменная лестница ведѐт к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлѐн тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, в честь которых назван храм. С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального.

Храм Марии Магдалины

Восточная (Крымская) война 1853-1856 годов самая кровопролитная война XIX столетия. Основные боевые действия развернулись на территории Крымского полуострова, отчего война и получила своѐ название. Всем известна Первая Героическая Оборона Севастополя, но и Симферополь – сердце Крыма, не остался в стороне от происходивших событий. Можно ли остаться равнодушным, прочитав строки из воспоминаний свидетеля тех далѐких трагических событий: «…Симферополь в это время с пришлым населением и войсками имел более ста тысяч жителей, был похож на страшный громадный водоворот, в котором вертелись с напряжением всех сил люди и животные, перегоняя и давя друг друга между гробами покойников и обозами промышленников».

Останки умерших от ран и болезней солдат свозили в Петровскую балку города Симферополя. Некогда пустынное место стало погостом. Хоронили павших в братских могилах, они остались безвестными: ни имѐн, ни фамилий, ни званий, ни должностей, ни дат рождения и смерти.

В шестидесятые годы девятнадцатого века был поднят вопрос об установлении общего памятника воинам, покоящимся здесь. Известно, что издревле на Руси в память погибших на поле брани возводили культовые христианские памятники. Им стала здесь часовня, которую освятили в 1869 году. На главном фасаде была укреплена мемориальная доска: «Построено в 1868-1869 годах по всемилостивейшему благоволению и по повелению Государя императора Александра Николаевича над местом погребения воинов Крымской армии, павших за Веру, Царя и Отечество в 1854-1855 годах ».

Чуть позже в 1887 году была освящена ступенчатая пирамида из диорита, увенчанная крестом. Этот памятник стал первым в Симферополе сооруженным по «народной подписке», то есть каждый горожанин по желанию своему и возможностям мог пожертвовать гривенник, рубль-другой на благое дело. Поэтому на памятнике начертано «От граждан Симферополя на месте погребения воинов Крымской армии».

В конце девятнадцатого века на Братском кладбище в Симферополе заново построили из альминского камня ограду, обновили асаждения. Ежегодно в Троицкую субботу на кладбище совершалась торжественная панихида. Воинский почетный караул отдавал последние почести павшим.

Этот порядок и традиции неукоснительно сохранялись до установления власти Советов. В тридцатые годы XX века пострадали многие кладбища, не минуло сей печальной участи и симферопольское на Петровской балке – самое большое воинское захоронение в городе. Всѐ здесь было поругано, предано забвению.

К 150-ти летию начала Крымской войны был восстановлен храм-памятник св. Марии Магдалины и облагорожена территория Братского кладбища русских воинов. Сегодня уже не стыдно прийти на Братское кладбище: оно приведено в порядок. В храме св. Марии Магдалины проходят службы. Недалеко от храма находится святой источник св. Марии Магдалины, где можно облиться и по вере получить исцеление от различных недугов.

Кафедральный Александро-Невский собор
В центре города Симферополя разбит сквер Победы, в нем на постаменте установлен танк Т-34 - памятник воинам, павшим за освобождение Симферополя в апреле 1944 года. До недавнего времени мало кто знал о том, что на месте этого парка еще в начале века возвышался главный собор города во имя святого благоверного князя Александра Невского.
История этого храма интересна и трагична. Он стал одной из первых монументальных построек нового губернского города. Екатерина Великая во время посещения Симферополя высказала идею о возведении собора, но его строительство долго не начиналось из-за смерти Г. А. Потемкина (1791 г.), а затем и самой императрицы (1796 г,).
В 1804 году протоиерей Никита Петровский и священник Кирилл Забуженко обратились к Таврическому губернатору Мертвого с просьбой начать строительство храма. Губернский архитектор Карасев разработал проект будущего собора, сметная стоимость которого должна была составить 81 тыс, 529 руб. Но этот проект не был принят. Автором нового проекта стал петербургский архитектор Л. И. Руско. Для строительства нового храма выбрали место на берегу Салгира, в Александровском редуте, который соорудил во время военных действий генералиссимус князь Италийский граф Суворов Рымникский (в настоящее время на этом месте находится гостиница "Украина"). В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма.
Губернатор А. М. Бороздин заключил подряд на строительство собора с французами П. Николом, И. Ферри, Б. Лапи. Они должны были не только построить храм, но и отремонтировать Суворовский редут. В то же время сделали заказ в Петербургский иконописный цех К. Бенедиктова. Всего за 2 месяца было выполнено 30 икон, среди них образ Христа Спасителя, Богоматери, святого апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова, святых Архангелов Гавриила и Михаила. Все иконы были отправлены в Симферополь.
А вот строительство собора продвигалось очень медленно из-за отсутствия средств. В 1812 году началась Отечественная война, которая потребовала от России напряжения всех сил, в том числе и материальных. Строительство храма временно прекратилось, завершить его собирались после окончания войны. Однако этим планам не суждено было сбыться; весной 1813 года над городом пронеслась сильная буря, ветер сорвал кровлю собора, развеял песок. Оставшуюся часть заготовленного стройматериала попросту растащили. Храм так и остался недостроенным и стал постепенно разрушаться.
В 1816 году повелением императора Александра I была создана следственная комиссия. Осмотрев храм, члены комиссии пришли к выводу, что здание необходимо разобрать из-за глубоких трещин в его стенах.
Существует предание, что место будущей постройки указал сам Александр I, Новый собор предполагали строить на просторной площади перед Суворовским редутом, С точки зрения архитектуры, собор, расположенный в центре города, должен был связать в единое целое всю будущую застройку. Новый проект разработали в строительном комитете министерства внутренних дел Санкт-Петербурга. Его автором стал известный архитектор титулярный советник И. Шарлеман. Его проект, выдержанный в духе классицизма, отличался торжественностью, изысканностью пропорций, что сочеталось с запланированным парадно-торжественным архитектурным обликом зданий, окружавших его. Проект И. Шарлемана в 1821 году был утвержден императором, Александр I также пожертвовал большую сумму денег на строительство храма. Уточнить и скорректировать проект на месте, а также вести наблюдение за строительством поручили известному архитектору И. Ф. Колодину (ок. 1785-ок. 1845). Кроме собора, талантливому архитектору предстояло закончить строительство странноприимного дома Таранова-Белозерова (сейчас в этом здании находится медицинское училище), перестроить Свято-Троицкую церковь, возвести губернские присутственные места и дом гражданского губернатора.
Архитектором Колодиным и губернским архитектором Лиммерманом в присутствии губернатора А, Н. Баранова был составлен акт о несостоятельности первой постройки. За эти годы стены здания и колонны обветшали и начали разваливаться, поэтому было принято решение его разобрать. Позднее этот участок земли приобрел протоиерей Василий Чернявский, здесь располагались архиерейское подворье и Духовная Консистория. Новый храм был заложен 12 марта 1823 года. В Петропавловской церкви отслужили Божественную Литургию, после к месту закладки храма совершили крестный ход и преосвященный Иов освятил место строительства.
Новый собор строили из местного бутового камня, который привозили из соседних деревень татары, Капители, колонны, пилястры, карнизы и другие детали выполнялись из тесаного камня, Крышу решено было покрыть листовым железом и покрасить в зеленый цвет, Кровельщики Петр Бобровский и Карл Ритер изготовили пять металлических крестов и подкрестовых яблок, покрыли их медью и червонным золотом. Екатеринославская духовная консистория решила упразднить обветшавший Петропавловский собор, а церковную утварь, ризницу, колокола перенести в новый.
В 1844-1845 годах на средства прихожан были устроены два придела: во имя святой праведной Анны и в честь Покрова Божией Матери, и два новых иконостаса. Внешний вид старого иконостаса изменился: он потемнел, от времени потускнела позолота. На фоне новых он выглядел непривлекательно, нарушая впечатление гармонии и красоты. Поэтому его решено было заменить, новый иконостас, выполненный в 1847 году Пантелеймоном Ивановичем Бочеро-вым, находился в соборе до 1864 года, а затем был передан в Симферопольскую тюремную церковь памяти поклонения веригам святого апостола Петра. Город постепенно рос, население увеличивалось. В 1860 году Александро-Невский собор стал кафедральным. Потребовалась частичная перестройка, чтобы он вместил всех прихожан. В 1864 расширили алтарную часть, поэтому пришлось заказать новый иконостас большего размера. Его выполнил из соснового дерева московский мастер купец 2-ой гильдии Никифор Сафронов по проекту петербургского архитектора Козловского. Резные украшения и доски для икон изготовили из липы. Всего иконостас украшали 25 икон и одна большая икона "Тайной вечери", написанная на потолке. 30 августа 1864 года он был освящен преосвященным Алексием. Александро-Невский собор неоднократно расширялся и перестраивался. В 1869 году в нем были построены три алтаря и устроена галерея на западном фасаде. В 1881 году начались работы по удлинению собора. По ходатайству Таврического архиепископа Гурия (Карпова) Синод выделил для этого 37727 рублей, С западной стороны к собору были пристроены трапезная и притвор с колокольней. Во втором ярусе колокольни была устроена ризница, перенесенная сюда из левого придела, А освободившийся придел епархиальное духовенство решило посвятить памяти святого Гурия Казанского и Свияжского Чудотворца, в память архиепископа Таврического Гурия, умершего 17 марта 1882 года и похороненного в соборе. В 1881 году закончились строительные работы, и собор предстал во всей своей обновленной красе. Внутренняя отделка храма была великолепна. Стены, окрашенные в охристый цвет, чудесно гармонировали с позолотой иконостаса, риз. с золотистым опенком дубового паркета. Симферопольцы гордились своим кафедральным собором, называли его "Исаакиевским" и, конечно же, считали, что он в самом деле нисколько не хуже настоящего Иса-акиевского собора.
В Александро-Невском соборе имелись священные и исторические реликвии: подаренные Екатериной II золотые потир, дароносица, лжица, два копия, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звез-дица. На престоле хранилась копия чудотворного образа Божией Матери Касперовской, ее подарил храму архиепископ Иннокентий в 1857 году. Долгие годы в соборе находился важный документ - Высочайшая грамота императора Александра II, в которой он благодарил жителей Таврической губернии за услуги, оказанные Отечеству во время Крымской войны 1853-1856 гг. Еще одна реликвия - большое напрестольное Евангелие, украшенное сребровызо-лоченными досками с изображением Воскресения Христова и четырех евангелистов на верхней доске и Благовещения и четырех херувимов - на нижней. На Евангелии была сделана надпись: "С молитвою веры и благодарности ко Христу Спасителю, за сохранение драгоценной жизни Благочестивого Императора Александра II 4 апреля 1866 г., приношение в Александро-Невский кафедральный собор от духовенства и дворянства Таврического". К Александро-Невскому собору были приписаны греческая церковь во имя Святой Троицы, Петропавловский собор, часовня во имя святого князя Александра Невского на Базарной площади, часовня на военном кладбище, построенная над могилами защитников Севастополя, умерших в Симферополе от ран.
В Александро-Невском соборе служили многие замечательные священнослужители: священномученики Ни-кодим (Кротков) и Порфирий (Гулевич). Один из них Николой Федорович Казанский (1874-1942), еще при жизни прихожане почитали его святым за Высоту духовной жизни. До революции его жизнь была спокойной. Господь уготовил ему тернистый путь страданий после установления советской власти. Отец Николай в своих проповедях обличал новую Власть В беззакониях, вы-ступал против раскольников и обновленцев, стара-ясь сохранить истинное православие, мир и порядок в церкви. В тревожные времена он оставался спокойным и благодушным, личным примером учил прихожан стойко, с молитвой на устах переносить все испытания, ниспосланные Богом. За каждым богослужением священник призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в тюрьмах. Отца Николая неоднократно арестовывали: бесстрашный, твердый в своих взглядах священник был неугоден советской власти.
После уничтожения Александро-Невского собора протоиерей Николай Казанский служил во Всехсвят ской кладбищенской церкви. В октябре 1936 года - новый арест. На допросах отец Николай держался уверенно и твердо, отвечал на вопросы прямо, без страха. "Да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью", - для такого заявления надо было обладать необыкновенным мужеством. 3 января 1937 года арестованным объявили приговор: отца Николая сослали в Красноярский край на поселение в деревню Новосело-во. Но уже В ноябре 1937 года его арестовали вновь и осудил и на десять лет все по тем же обвинениям: ярый тихоновец и враг советской власти. Здоровье отца Николая пошатнулось, и его поместили В колонию для инвалидов. Надежды вернуться домой или хоть как-то облегчить свою участь у священника не было, и он смиренно, с блогодарением Богу погрузился в молитву. Больной, измученный нелегкой жизнью, отец Николай почил в Устьвытлаге в 1942 году.
Революционный вихрь принес много перемен в жизнь губернского города. Для Православной Церкви настали трудные времена. Многие храмы Симферополя были закрыты и превращены в склады, архивы, клубы. В 1922 году закрыли и Александро-Невский собор. Некоторое время его использовали как хранилище для церковного имущества, изъятого в храмах и монастырях Крыма, В 1929 году храму постарались придать "гражданский" вид: сняли колокола, сбили кресты. Но храм, стоявший в центре города, пусть даже закрытый, мешал новой власти - своим видом он напоминал о временах, когда жизнь была более спокойной, когда верующие могли посещать свой любимый собор. В 1930 году было решено снести собор. Перед разрушением удалось перезахоронить прах архиепископа Гурия и еще 4 монахов на новом городском кладбище у церкви Всех Святых. В сентябре 1930 года в престольный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня прозвучал взрыв, и от некогда прекрасного храма осталась груда камней. Их постепенно развезли на строительство других домов, а на месте, где раньше возвышался величественный собор, разбили сквер. В 1944 году здесь в братской могиле были похоронены солдаты, освобождавшие Симферополь от фашистских оккупантов. А над их могилой установлен памятник - танк. Позже останки воинов перезахоронили на воинское кладбище. В 1994 году 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, в сквере Победы установили крест и заложили первые камни в основание часовни во имя святого Георгия Победоносца. В настоящее время Православная Церковь и многие жители Симферополя желают восстановить Александро-Невский собор. Возрождение уничтоженной святыни будет свидетельствовать о духовном возрождении людей, об искуплении вины за содеянное. Уже начата работа над созданием единого духовно-патриотического комплекса, в который войдут Долгоруковский обелиск, восстановленный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского и памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Каждый из этих памятников символизирует определенный период в истории Крыма, а асе вместе - духовное единство народа.

Прогулка по улице Пушкина Наша столица скрывает в своих улицах немало интересного, о чем известно далеко не каждому ее жителю. Прикоснуться к душе города можно совершив неторопливую прогулку всего по одной улице - улице Пушкина (бывшая Приютинская) – одной из тех, что придает особое своеобразие городу. В Симферополе это была первая улица, названная в 1899 г. именем классика русской литературы. Исторический центр Симферополя представлен четкой прямоугольной планировкой 18 века. На улице Пушкина насчитывается более 20 различных памятников истории, монументального искусства, архитектуры. В начале улицы Пушкина, у небольшого сквера им. 200-летия Симферополя, в 1984 г. была установлена памятная беломраморная колонна, у подножия которой укреплена своего рода книга памяти и благодарности – скрижаль, где перечислены имена людей, связанных с историей города.
Интересен факт, что начало и конец трамвайной эпохи в Симферополе начался с улицы Пушкина. Первый трамвай прошел по улицам Симферополя 31 июля 1914 года от вокзала до ул. Пушкина. А в середине 50 –х годов были убраны трамвайные рельсы и по осевой линии устроены газоны с цветами. Перед входом в гарнизонный Дом офицеров располагался фонтан. Так появилась первая в городе пешеходная улица с газонами и разнообразными цветами, среди которых было множество роз. И сейчас, всякий день, в любую погоду под липами, платанами и каштанами улицы, прогуливаются влюбленные пары, отдыхают люди, любуясь гармоничным сочетанием красоты природы с величественной красотой зданий. Со второй половины XIХ в. Братья Шнейдеры: Петр, Николай, Франц и их дети, застроили почти всю улицу Пушкина рядом домов, гостиниц и магазинов.
С исторической точки зрения особенно интересны здания улицы Пушкина - №1-3, построенные в 1871 году. Ранее здесь размещались Городская дума и управа – орган городского самоуправления Симферополя, кроме этого, в здании находились сиротский суд и Симферопольский общественный банк. В 1877 – 1881 гг здесь содержал свою контору один из самых популярных в городе юристов и адвокатов – В,М.Вульф. В 1910 г. первых зрителей принял кинотеатр "Иллюзий" (ныне - ул. Пушкина, 1), где наряду с показом фильмов проходили выступления артистов. С 1920 по 1930 годы в здании размещался Симферопольский горсовет. В настоящее время в некоторых кабинетах сохранились камины и плитка тех времен. В серединне 1930-х годов в доме №3 открылась Крымская государственная филармония. Ныне в здании размещается целый ряд магазинов, центральная городская библиотека им. А.С.Пушкина, подростковая поликлиника. На месте дома №2 в 1868 г. Франц Николаевич Шнейдер построил двухэтажную - с тремя балконами и входными дверьми (со стороны Приютинской - Пушкинской улицы) - гостиницу "Санкт-Петербургскую", изображение которой печатали на открытках того времени. Это была одна из самых престижных гостиниц, располагавшаяся вблизи присутственных мест, главного собора губернии, театра, базара и крупных магазинов. Гостиница перестраивалась после 1868 года и просуществовала до начала Великой Отечественной войны, во время которой была сожжена. На ее месте, в 1950-х годах построили два жилых дома, в одном из которых жила супруга Макроусова А.В - командующего партизанским движением в Крыму. Угол улиц Пушкина, 7 и Карла Маркса,12 стал достопримечательностью с конца 19 века, когда здесь был построен один из самых красивых домов центра города, в котором располагались мануфактурные магазины О.А. Семерджиева (конец XIX в. - начало XX в). Второй и третий этаж были жилыми, а первый - занимали магазины.
Здание фотографии входящее в комплекс дома Семерджиева, ныне - фотоателье на ул. Пушкина, 7 - памятник местного значения начала XX века, 1915 г., единственное здание в городе Симферополе, построенное для фотоателье, и не меняющее своего профиля вот уже почти сто лет. В 1869 году сын Ф.П.Шнейдера Франц Францевич на Приютинской (ныне ул. Пушкина 8), построил трехэтажное здание для городского общественного клуба. Здесь была библиотека, в которой в 1911 году насчитывалось 2750 книг, 36 наименований журналов и 14 газет. Вскоре здание было переоборудовано под гостиницу «Метрополь», затем - дом просвещения (здание в котором в 1926-1927 гг. выступал В.В.Маяковский), после Великой Отечественной войны - Симферопольский Гарнизонный дом, в настоящее время Дом офицеров – памятник истории и архитектурного искусства. В самом конце XIX в. после великого изобретения братьев Люмьер и знаменитого сеанса на бульваре Капуцинов, с невероятной быстротой завоевывает зрителей прообраз кино - синематограф. В мае 1899 г. первые гастроли синематографа были даны и в Симферополе, и уже в 1909 г. в городе открыт второй кинотеатр - "Лотос" на 400 мест - на Пушкинской, 9, - нынешний "Спартак".
Любители почитать, приобретая очередной фолиант в книжных магазинах по ул. Пушкина, вряд ли знают, что здесь жил Иосиф Трумпельдор - георгиевский кавалер, герой русско - японской войны 1905 года, один из создателей армии обороны Израиля, а также один из авторов идеи воссоздания Эрец-Исраэль и сионистского движения. На доме, где он провел несколько месяцев своей короткой жизни перед отъездом на Святую Землю, открыта мемориальная доска памяти Иосифа Трумпельдора (1880 – 1920 гг.). Далее расположена первая, специально построенная, в советский период, аптека, с преобладанием стиля конструктивизма, что выражено в овальных окнах здания. Аптека называлась «черной», так как по ее фризу были укреплены черные стекла. В начале XX века купец и домовладелец В.Н.Шнейдер содержал здесь лавки, погреб и магазины.
Всего несколько шагов вверх по улице и Вашему взгляду откроется здание Крымского академического русского драматического театра им. М.Горького, которое выделяется нарядной архитектурой XIX века, и каждый вечер предлагает окунуться в магию театрального действа. С 1911г здесь располагался Дворянский театр. Именно здесь состоялось торжественное открытие Таврического университета. Во время Великой Отечественной войны с декабря 1941 г.- по март 1944 г. в здании театра действовала подпольная группа «Сокол» во главе с художником - декоратором Н.А. Барышевым, все члены которой погибли от рук оккупантов. На здании театра в их честь установлена мемориальная доска с горельефом. В ноябре 1967 г. у театра им. Горького сооружен памятник А.С.Пушкину (скульптор А.А.Ковалев, архитектор В.П. Мелик - Парсаданов).
Рядом находится бывший особняк Ф.Ф. Шнейдера, начало XX в. – ныне - Дом бракосочетаний. В апреле – июне 1919 г. здесь располагался штаб первой советской Заднепровской стрелковой дивизии во главе с П.Е. Дыбенко, захватившей в то время Крым. В здании дома №16, занимаемом ныне салоном обрядовых услуг и парикмахерской, в 1900 году было открыто народное училище имени Пушкина. Здание работало по назначению до 20-х годов XX в., в 1944 г. в нем был открыт техникум советской торговли.
На ул. Пушкина,16 расположена Городская стоматология, здание конца XIX в. С 1909 года в нем открыт Женский клуб для организации встреч и проведения досуга его членов, в котором работали два кружка по «женскому вопросу» и дошкольному воспитанию, проводились уроки немецкого, французского и английского языка, давались уроки рукоделия. В клубе изучались вопросы правового положения женщин, устраивались доклады, чтение, беседы. На фасаде здания указана цифра «1890» - год постройки и вензель его первого владельца - Эрганова. Ранее этот дом принадлежал одному из руководителей фабричной инспекции купцу И.И. Водоциану.
Здание на ул. Пушкина, 17 построенное во второй половине XIX века, вначале принадлежало присяжному поверенному Е.В.Вульфу, впоследствии в нем размещалось Симферопольское отделение Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, который работал до окончательного установления советской власти, с июня 2009 г. - Музей истории города Симферополя. В настоящее время научными сотрудниками музея проводятся обзорные и тематические экскурсии, в музее работают 5 выставочных залов, экспозиция которых постоянно обновляется. Большой зал посвящен истории города Симферополя, где размещены макет гостиницы «Европейская» и «Львиного» фонтана, который располагался на центральной площади города, телефонная будка, афишная тумба и другие интересные экспонаты.
Оригинальные дизайнерские решения воссоздают интерьеры горожан рубежа XIX - XX веков, можно познакомиться с предметами быта той эпохи. Далее экспозиция переносит нас в век двадцатый. На старых фотографиях посетители увидят, как рос и строился город в XX столетии, на стендах представлены образцы продукции Симферопольских заводов и фабрик. Дополняет экспозицию выставка живописи и графики симферопольских художников. Дом №18 - в настоящее время этнографический музей, - был куплен графиней Адлерберг у А.М.Раевской (урожденной А.М.Бороздиной, вдовы умершего в 1843 г. генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского – младшего), в 1858 г. графиня организовывает в нем приют для девочек. К дому сделали вместительные пристройки, в которых и жили дети. Новое здание заложено в апреле 1868 г. вместе с небольшой церковью во имя Мироносицы Марии Магдалины и занято детьми 15 апреля 1869 года. С 1918-1921 гг. в здании размещался ректорат, канцелярия и историко-филологический факультет Таврического университета. Здание бывшего приюта закреплено за Центральным музеем Тавриды с 1927 г. Сегодня Крымский этнографический музей является одним из ведущих культурно-просветительских учреждений Крыма, в нем проводится активная научная работа. В его коллекции насчитывается более 7000 экспонатов. В музее сосредоточена наиболее полная информация по этнографии и культуре народов Крыма.
Здание на Пушкина 19 - дом И.М. Левитана – последнего владельца, купца и предпринимателя, где впоследствии печаталась революционная литература и в 1923 г. была создана городская пионерская организация. Ныне в бывшем доме Левитана располагается детская музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского.
В доме, 22 до революции заседала Симферопольская уездная земская управа, в 1920-1921 гг. - уездногородской ревком, сейчас в нем находится книжный магазин и разного рода организации. Почти всю жизнь, в доме № 30 прожил ученый и общественный деятель Александр Иванович Полканов (1884-1971 гг.), автор 80 научных и научно-популярных работ, в том числе таких книг, как "Пешком по Крыму".
Заканчивается наш маршрут в Семинарском сквере (бывшая Сенная площадь), где 5 декабря 1920 г. состоялось перезахоронение красноармейцев, подпольщиков и партизан, погибших в годы гражданской войны. В канун 40-летия Советской власти по инициативе комсомольцев города здесь был открыт новый монумент - восьмиметровый обелиск из крымского диорита.
Более подробно можно познакомиться с историей улицы Пушкина, приняв участие в экскурсии, разработанной управлением по туризму, рекреации, социальному мониторингу Симферопольского городского совета. Такие экскурсии помогают возродить интерес населения к прошлому своего города, к истории великих и выдающихся людей, посещавших в свое время Симферополь и живших в нем, учат ценить, любить и охранять то историческое наследие, которое досталось нам благодаря бережному и уважительному отношению к своей истории наших предшественников.
Экскурсия «История города на одной улице» завершается через 2 часа, проведя нас по улице Пушкина сквозь два века в истории города.

Немеркнущая слава героям
Память… Иногда мы хотим забыть. Забыть то, что причиняет боль; то, что угнетает и заставляет чувствовать давно пережитое, но все еще ранящее. И не можем. Память оказывается безжалостной к нам, она не отпускает.
А ведь некоторые события из нашей общей великой и уже далекой истории мы обязаны помнить, какими бы трагичными они ни были. Знать, помнить и чтить те подвиги, которые совершили жители нашего города, чтобы мы могли появиться на свет.
2 ноября 1941 года в Симферополь вошли фашисты. Почти три долгих года захватчики пытались заставить людей потерять уверенность в Победе, сломить их дух, убить надежду. Но жители города боролись до последнего! Наши деды, родители не сдавались, защищая свою честь и родную землю. Несмотря на страшную опасность и постоянный риск быть рассекреченными, они самоотверженно боролись с фашистами. Жертвовали своими жизнями только бы приблизить тот самый счастливый в истории день – 9 мая 1945 года – День Победы!
С той памятной великой даты прошло уже 65 лет. И теперь становится горько и больно за всех тех героев, имена которых мы забыли. А многие, из молодого поколения, даже не знают ничего о тех людях, которым обязаны жизнью. Поэтому в настоящее время все более актуальной становится тема воспитания патриотизма и чувства гордости за свой народ в подрастающем поколении, а также - знания подлинных фактов из истории своей Родины. Без уважения к ветеранам и глубокого осознания Победы, завоеванной для нас отцами и дедами, невозможно создать будущее, в котором будет уверенность в стабильном и мирном завтрашнем дне. Именно поэтому управлением по туризму, рекреации, социальному, мониторингу проводятся бесплатные экскурсии для школьников по памятным местам военной славы города.
Так, 27 апреля в центре детского и юношеского творчества Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым была организована группа учащихся 9-го класса общеобразовательной школы № 5 для проведения Новицкой Еленой Васильевной экскурсии «Немеркнущая слава героям», посвященной годам оккупации Симферополя.
Прежде чем начать данный маршрут, в центре, где организовываются встречи ветеранов Великой отечественной войны с детьми, проходят конференции и семинары на военно-патриотические темы для школьников, а также размещена экспозиция, посвященная трагическим событиям истории города, перед учениками выступила директор музея боевой славы города Симферополя – Асанова Евгения Сергеевна, рассказав школьникам о некоторых малоизвестных фактах времен оккупации города и призвала чтить, любить и помогать ветеранам, ведь каждый из них, переживших ужасы войны, - герой.
Началась экскурсия в парке им. Гагарина, чтобы пройдя по аллее славы к мемориальному комплексу, и, остановившись у вечного огня и памятника Неизвестному солдату - вспомнить о подвигах героев, павших за свободу.