В проекте «Улицы Героев»: улица Гастелло

Редакция симферопольской городской общественно-политической газеты «Южная столица Крым» продолжает знакомить нас с именами героев, чьим именем названы улицы столицы Крыма, в рамках памятной акции «Улицы Героев». Очередной материал посвящён герою Великой Отечественной войны Николаю Францевичу Гастелло.

В Симферополе много улиц, названных именами полководцев, генералов, офицеров, гражданских лиц, которые обеспечили нашу победу над врагом в период Великой Отечественной войны.

Одна из улиц крымской столицы названа в честь военного лётчика, героя Великой Отечественной войны Николая Гастелло.

Родился будущий герой 6 мая 1907 года в Москве, в семье рабочих. В 1911 году семья переезжает в Сокольники, где Николай поступает учиться в школу. С 1919 года Гастелло учится в доме подростков и работает учеником столяра.

Летом 1924 года вся семья переезжает в город Муром. Отец, Франц Павлович, работает вагранщиком на паровозоремонтном заводе Московско-Казанской железной дороги, 17-летний Николай работает вместе с отцом, в качестве слесаря и учится на общеобразовательных курсах.

В 1925 году Гастелло приняли в комсомол, а в 1928 - в Коммунистическую партию.

В свободное от работы и учебы время Николай усиленно занимается спортом. В футбольной команде он был центральным нападающим. По его инициативе комсомольцы завода собственными силами построили стадион «Локомотив» (ныне стадион им. Н. Гастелло). Николай был отличным лыжником, конькобежцем, прыгал с парашютом.

В августе 1930 года семья Гастелло возвращается в Москву и живет в поселке Хлебниково по 2-му проезду в доме номер 7 (ныне проезд Гастелло). Николай работает на машиностроительном заводе им. 1 Мая в Москве слесарем-нормировщиком.

В 1932 году по призыву партии «Молодежь на самолеты» Гастелло уезжает учиться в Луганскую школу пилотов.

С 1933 по апрель 1941 года служил в тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в Ростове-на-Дону. С апреля 1941 года - командир эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка дальнего действия.

Подвиг Николая Францевича Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а его фамилия — нарицательной.

Это случилось 26 июня 1941 года в сорока километрах от Минска. Шел пятый день войны. Фашистские войска рвались к Москве. Из штаба дивизии был получен срочный приказ: «207-му авиаполку в составе четырех самолетов парами бомбардировать мотомехчасти противника, прорвавшегося в район Молодечно-Радошковичи. Высота бомбометания 600-800 метров. Маршрут: Смоленск-Борисов-Минск».

Выполнение задания было поручено звену самолетов под командованием командира 4-й эскадрильи капитана Гастелло. В одном звене с капитаном задание выполняли старший лейтенант Воробьев, штурман-лейтенант Рыбас. Они-то и стали очевидцами подвига.

До Борисова самолеты шли на высоте 3000 метров. Видимость была хорошая. Вскоре бомбардировщики достигли цели. По Минскому шоссе плотным потоком двигалась колонна танков и автомобилей. В стороне от шоссе около деревни Декшняны наблюдалось большое скопление вражеской техники. Шла заправка машин.

По сигналу капитана Гастелло самолеты с оглушительным ревом пикировали на вражескую колонну. Бомбы, сброшенные штурманом Бурденюком, точно ложились в цель. Второй заход - и снова меткие удары по вражеской колонне. Длинные пулеметные очереди стрелков Скоробогатого и Калинина разили мечущихся в панике фашистов. Задание было выполнено, и самолеты стали разворачиваться на обратный курс. Гитлеровцы, словно опомнившись, открыли по самолетам бешеный огонь из зенитных орудий.

Один из снарядов разорвался около самолета Гастелло. Пробил бензобак. Вспыхнуло моторное отделение. Огонь мгновенно начал приближаться к кабине летчика. Сбить пламя было невозможно. Самолет запылал. Можно было выброситься с парашютом, но тогда - фашистский плен. Капитан Гастелло, а вместе с ним и члены его экипажа пошли на огненный таран, ценой своей жизни нанесли удар по врагу. Беспощадным смерчем бомбардировщик стремительно пронесся от хвоста до головы колонны и врезался в самую гущу вражеских машин. Экипаж шагнул в бессмертие. В вечернем выпуске Совинформбюро сообщалось: «Десятки фашистских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя».

Подвиг Николая Гастелло и его экипажа широко известен в странах входивших в состав Советского Союза и за рубежом. За годы войны такой маневр повторили 367 советских боевых экипажей, и за каждым из них - величие, сила духа воинов и глубокая вера в победу над врагом.

Александр Новиков