Летопись города

В рамках проекта «Летопись города», редакция симферопольской городской общественно-политической газеты «Южная столица Крым», с целью сохранения истории Симферополя и нравственно-патриотического воспитания молодёжи, на основании очерков и архивных документов продолжает знакомить читателей с жизнью крымской столицы с момента её основания.

Из доклада комиссии по постройке городского театра симферопольской городской думе 8 августа 1903 год - «О необходимости театра в городе»

…Вопрос о постройке городского театра настолько выяснился в ряду потребностей городской жизни в Симферополе, что едва ли предстоит надобность доказывать необходимость и своевременность этой по­стройки.

Лет 15—20 тому назад в так называемом Дворянском театре обыкновенно давались спектакли какою-либо постоянною драмати­ческою или опереточною труппою в течение всего зимнего сезона и сборы были настолько значительны, что вполне окупали содержа­ние весьма порядочных трупп. Но само здание театра было настоль­ко неудовлетворительно во всех отношениях, что с постройкой сцены в городском клубе в доме Шнейдера театральные представления в здании театра почти прекратились и были перенесены в клубную залу.

До 1890 года господствовало общее убеждение, что в Симферопо­ле мыслимы театральные представления только в течение зимнего сезона, летом же Симферополь постоянно пустеет, так что, по обще­му мнению, летний театральный сезон в Симферополе невозможен. Это общее убеждение оказалось, однако, вполне ошибочным, когда С. Н. Новиков снял у города в аренду часть городского бульвара, вы­строил на свой счет летний театр, здание буфета и прочие садовые постройки, содержал в течение лета оркестр музыки, обязался да­вать не менее 60 представлений в течение лета и сверх того платил в городскую кассу аренду в первые годы по 500 руб., а в последние годы по 2 тыс. руб. в год. Данное предприятие, как известно, увен­чалось полным успехом и убедило всех, что в Симферополе возможен не только зимний, по и летний театральный сезон. Выяснилось так­же, что летний сезон в Симферополе может быть даже успешнее зим­него благодаря тому, что в последнее время летом артисты столич­ных и других театров стали составлять временные труппы для гаст­рольных представлений в разных городах и с особенною охотою посещают крымские города как по причине съезда курортной публи­ки в Севастополе и Ялте, так и потому, что близкое соседство Сим­ферополя, Севастополя, Ялты и Феодосии и возможность давать во всех представления за один приезд в Крым, значительно гарантирует для трупп материальный успех.

В 1890 году, после постройки летнего театра, спектакли обыкновен­но давались летом — в летнем театре, а зимою — в зале городского клуба, причем оба здания можно признать в театральном отношении неудобными. Зал городского клуба, при всей его обширности, неудо­бен для театральных представлений вследствие отсутствия лож и де­шевых мест. Летний театр, будучи открытым, удобен для представ­лений только в теплые летние вечера и кроме того неудобен для опер­ных спектаклей. Спектакли даются в настоящее время также в на­родном театре, а именно в здании старого Дворянского театра, и при дешевизне мест драматическая труппа выдерживает там весь зимний сезон, давая до 100 спектаклей.

Все выше изложенное приводит к тому заключению, что при устройстве одного театра, для летнего и зим­него сезона, вполне возможно рассчитывать, что в нем будет не менее 150 спектаклей в год. Необходимым при этом условии следует счи­тать большую вместимость театра и обилие дешевых мест, так, как только в таком случае возможно рассчитывать, что все театральные представления в городе перейдут исключительно в городской театр и на все 150 спектаклей наберется достаточно публики для матери­ального успеха подвизающихся трупп.

Таким образом возможно рассчитывать, что театр в значительной мере будет окупать сам себя и не потребует каких-либо жертв от городского бюджета.

***

Весной 1909 года был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект нового здания театра в Симферополе. Но ни один из тех, что были предъявлены, не отвечал необходимым требованиям. Тогда было решено просить разработать проект известного академика архитектуры А. Н. Бекетова. Перед архитектором стояла непростая проблема: добиться сочетания в одном здании театра и доходного дома с магазинами и рестораном. А. Н. Бекетов успешно справился с задачей.

Весной 1910 года началось строительство нового симферопольского театра под руководством инженера А.М. Рыкова. Здание и доходный дом с рестораном разработано Бекетовым в духе позднего модернизма с некоторыми отклонениями в сторону неоклассицизма. В цветовом решении наблюдалось влияние традиции раннего модерна: использовались цвета пастельного звучания с четким распределением по объектам. Главный вход в театр был оформлен портиком ионического ордера, увенчанным аттиком со скульптурной группой и грифонами. Художник из Санкт-Петербурга И.Суворов оборудовал сцену и весь антураж переднего занавеса с живописью. Он же выполнил асбестовый занавес и декорации к оперным спектаклям. Все скульптурные работы были проделаны мастерской скульптора О. Якобса.

В марте 1911 года строительство здания театра было полностью завершено и уже 11 апреля того же года состоялось его торжественное открытие.

Александр Новиков