Чтобы воспитывать детей, нужно сначала воспитать себя

В Симферополе состоялось торжественное награждение учителей, победивших в конкурсе «Лучший педагог года». В номинации «Планета детства» победу одержала Татьяна Данько - воспитатель МБДОУ №105 «Лесная сказка», представившая на конкурсе свое авторское изобретение для обучения детей в игровой форме.

- Татьяна Александровна, почему Вы решили стать воспитателем?

- Первое время мне казалось, что в профессию я попала случайно. Это мое второе образование. Потом, проработав несколько лет, я поняла, что это не случайность - это судьба. За все годы у меня ни разу не возникло желания поменять работу. Сейчас я понимаю, что мне нравится то, чем я занимаюсь и что я люблю эту профессию!

- Что в профессии оказалось самым трудным, а что наиболее интересным?

- Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянное нахождение в творческом поиске, вклад в работу чего-то нового. Воспитатель отвечает за жизнь и здоровье детей, а также за их эмоциональное благополучие. Каждый ребёнок – это творение и его невозможно воспитывать по шаблону. Все дети разные. Необходимо найти к каждому индивидуальный подход. Труд воспитателя отнимает, порой, все и физические, и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Быть воспитателем – это, конечно, огромная ответственность, но и большое счастье. Ведь суть профессии – дарить. Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. Это возможность постоянно находиться в мире детства, сказки и фантазии. Недаром воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются детьми, иначе ребята не примут, не пустят в свой мир.

- Вы сказали о том, что все дети разные. Скажите, а как Вы ищите тот самый индивидуальный подход?

-Знания анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей являются основой индивидуального подхода в воспитании детей. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка. Нужно узнать, что ребенку интересно больше всего - заглянуть, так сказать, в его душу. Тогда уже строится настоящая работа с детьми.

- Помните свое первое впечатление от работы с детьми? Сразу ли Вы стали справляться или вначале было сложно?

- Конечно, вначале было трудно. Моя работа в детском саду началась еще до окончания обучения в ВУЗе, опыта почти не было. Как общаться с детьми я еще толком не знала, не могла найти правильный подход к деткам. Но все приходит с опытом.

- Какие качества на Ваш взгляд нужны для того, чтобы быть воспитателем?

- Воспитатель должен любить детей, быть добрым и чутким. Кроме того, необходимо обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и терпением. Также воспитатель должен быть внимательным, коммуникабельным, искренним, эрудированным, справедливым, активным. Помимо всего прочего хороший педагог обязан уметь распределять и переключать свое внимание, иметь хорошее зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и абстрактно-логическим мышлением, развитой интуицией, высоким уровнем культуры и педагогическим оптимизмом.

- Считаете ли Вы важным прямое общение с родителями по поводу развития ребят?

- Необходимой частью своей работы я считаю создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, ведь в наших руках находиться самое главное – дети. Мы готовим их к большой жизни, и от нас, родителей и воспитателей, зависит то, какими они станут.

- Как Вы считаете, чему в работе с детьми нужно уделять больше всего внимания?

- В первую очередь, развитию их личностных качеств, которые формируются на протяжении многих лет, но их семя прорастает в раннем детстве при определенных условиях. Эти определенные условия и должен создать воспитатель детского сада. Необходимо привить детям нормы поведения, гигиенические навыки, навыки самообслуживания, а также способствовать их социализации, дарить им любовь и решать их насущные проблемы. Важно не забывать и про самообразование, ведь для того, чтобы воспитывать детей, нужно сначала воспитать себя.

- Тяжело ли расставаться с ребятами, когда они идут в школу?

- Очень тяжело! Долгое время вспоминаешь их и думаешь о них. Но радует, что многие потом, помня о нас, возвращаются, чтобы обнять и рассказать о своих достижениях. За годы, проведенные вместе с ними, ребята для воспитателя становятся родными.

- Вы стали победителем конкурса «Лучший педагог года» в номинации «Планета детства». Скажите, почему Вы решили поучаствовать? Как готовились к конкурсу, и кто помогал?

- Вначале был конкурс «Воспитатель года России – 2019», где на мастер классе было представлено разработанное мной дидактическое пособие «Крым в кубе». Пособие представляет собой кубики-трансформеры, отражающие региональный компонент. Затем «изобретение» было представлено на форуме инновационных технологий. Помогали в изготовлении коллеги по работе, потому что у нас очень дружный коллектив. Если у кого-то предстоит большая работа, то все готовы помочь. Работа над новым пособием была большой и трудоемкой. Поскольку изобретение вызвало большой интерес у детей, а впоследствии и у других детских садов, нам пришла идея выставить данное пособие на конкурс.

- А как Вам пришла идея обучать детей с помощью кубиков?

- Кубики – это, ведь, распространенная игрушка. Их можно найти даже в строительных наборах. Есть и игровые кубики, обучающие азбуке и цифрам – так, собственно, и пришла идея использовать их для того, чтобы знакомить ребят с нашим полуостровом. Набор серии «Крым в кубе» - это интересные пособия, которые помогают совершать виртуальные путешествия, выполнять квест-задания, создавать 3D конструкции. Каждый куб – это комбинированная подборка по одному из городов Крыма.

- Достигли ли Вы поставленной цели: могут ребята назвать известные достопримечательности Крыма?

- Конечно, им очень интересна эта тема. О нашем полуострове можно рассказывать бесконечно. Благодаря этому пособию дети в игровой форме быстрее запоминают и усваивают этот материал. У нас есть кубики, рассказывающие о нашем родном Симферополе, о городах-героях Севастополе и Керчи, городах-курортах. Есть и такие кубики, благодаря которым дети могут узнать о памятниках и событиях Великой Отечественной войны; о животных и птицах, занесенных в Красную Книгу полуострова; об обитателях Черного моря, а также познакомиться с тайнами Крымских гор.

- Вы сами создаете эти кубики?

- Конечно. Мы берем заводские кубики, снимаем с них фабричные наклейки, с помощью специальной технологии склеиваем их в определенном порядке, готовим к ним картинки определённого формата и наклеиваем их на кубики, создавая эту конструкцию.

- Планируете ли Вы участвовать в других конкурсах?

- Если будут проходить какие-то мероприятия, то конечно. Почему нет? Наш коллектив всегда старается активно участвовать во всех конкурсах. Два года подряд мы побеждаем в номинации «Лучшее дошкольное учреждение города», так что мы зарекомендовали себя как один из лучших детских садов Симферополя.

Карина Бочарова