​Коллектор глубокого заложения: от А до Я

В 2020 году в крымской столице развернулось масштабное строительство коллектора глубокого заложения. Читателям «Южной столицы» побольше об этом интересном и жизненно важном объекте, рассказал Андрей Булыгин - главный инженер компании–подрядчика ООО «ТоннельГеоСтрой», которая занималась проектированием и теперь строит коллектор.

- Андрей Борисович, расскажите о симферопольском коллекторе глубокого заложения, для чего он предназначен и почему так остро необходим нашему городу?

- Мы строим коллектор глубокого заложения, предназначенный для сбора и подачи хозяйственно-бытовых канализационных стоков на очистные сооружения в с. Укромное. Собираем стоки всего города и передаем по нашему коллектору. Я имею ввиду не ливневую канализацию, а именно общедомовую: с туалетов, раковин, ванн.

- Почему возникла необходимость в строительстве такого объекта?

- Ваш действующий коллектор, к сожалению, переполнен. Его строили еще в советское время и из-за того, что трубы у него разного диаметра, в некоторых местах он просто подчистую заполнен. Да и сделан он был из железобетонных труб, а бетон в канализационных стоках с течением времени приходит в негодность. Выходит, что если сейчас что-то случится, то работа канализации полностью остановится во всем городе. И если без воды мы можем обойтись или купить ее в магазине при необходимости, то выносить стоки в ведре куда-то на помойку никто не будет.

- Когда стало ясно, что городу необходим новый коллектор?

- Необходимость в нем появилась давно – еще в советское время. К сожалению, тогда технологии были немного другие. С учетом этого и тяжелых геологических условий, нормально построить коллектор так и не смогли. Сегодня требования к постройке таких объектов изменились. Весь коллектор проходит либо под дорогами, либо под речками, либо под парками, чтобы не затрагивать жилую застройку.

- А где проходит маршрут коллектора?

- Начало маршрута идет с Екатерининского парка, проходит под Салгиром, через бульвар им. Ленина, ул. Павленко, ул. Калинина, обходит железнодорожный вокзал, по ул. Москалева, параллельно Евпаторийскому шоссе до ГРЭСа и уходит в сторону ул. Монтажной, ныряет под трассу «Таврида» и попадает на очистные сооружения.

- Есть ли какая-то особенность в постройке такого объекта?

- Конечно! Все работы выполняются микротоннельными комплексами для того, чтобы исключить проход воды в сам тоннель и теоретическую аварийность. Помимо этого, мы используем трубы железобетонные, но с футеровкой. В итоге получается тоннель, который представляет собой единую пластиковую трубу. Она имеет хорошую антикоррозийную защиту, и срок годности у нее намного больше, чем у простой железобетонной.

- Чем отличается новая технология строительства коллектора от той, что была раньше?

- Раньше делали открытым забоем, то есть просто на отбойных молотках. Соответственно, тогда работа просто уперлась в вокзал, и пошла вода. Защиты никакой не было, так что начало топить. Тогда работники попытались изменить направление, но всё затопило и там. Сегодняшняя технология отличается гидропригрузом и полной защищенностью от внешних факторов.

- Когда планируется завершение строительства?

- В августе 2020 года мы получили экспертизу. Сегодня мы проложили уже порядка 8 км тоннеля. Всего будет 17 км. В 2022 году планируем закончить СМР, а в 2023 году подключить все стоки. То есть примерно к середине 2023 года мы планируем закончить строительство объекта.

- Есть ли какие-то трудности во время работы над постройкой коллектора?

- Во время строительства всегда есть трудности. Жители очень жалуются на проводимые работы. К сожалению, без этих работ город обойтись не может, так что мы стараемся как-то решать возникающие вопросы и продолжать строительство. Вместе с администрацией города мы пытаемся находить общий язык с горожанами и улаживать вопросы. Технических нюансов возникает не очень много – мы построили уже сотни километров таких коллекторов, технология у нас уже давно отработана.

- Как изменится жизнь города после появления такого объекта?

- Жизнь города как раз-таки не изменится. После постройки наш объект будет гарантом того, что проблем с канализацией в Симферополе не будет. Стандартный срок гарантии на такой объект порядка 50 лет - не меньше. Единственное, что отличается – это то, что во всех городах лучше иметь запасной коллектор. Обычно в нормальных условиях проложено два коллектора. В случае, если что-то случается с одним, временно можно переключить всю работу на второй.

Карина Бочарова