Разъяснение миграционного законодательства с целью профилактики правонарушений

За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.

Законодательством предусмотрено, что лицо, совершившее такие преступления освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, если в его действиях не содержится признаков другого преступления.

Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.

Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность:

- по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;

- по ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;

- за нарушения в области трудовой миграции, предусмотренные статьями 18.10 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В данном случае несут ответственность и приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. За данное правонарушение законом установлены более суровые санкции.

Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда носит характер организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов.

За организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации УК РФ) установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде из Российской Федерации.

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации – это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления, то есть выполнение лицом любых волевых умышленных действий, направленных на нарушение установленного законодательными актами и международными соглашениями Российской Федерации режима въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Характер действий по организации незаконной миграции может быть различным и предполагать, например, планирование, вербовку мигрантов, привлечение должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, налаживание и отработку маршрутов миграции, разработку способов передвижения мигрантов, приискание конспиративных средств и др.

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Гарантии оказания медицинской помощи определяются Федеральным Законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ», а также постановлением «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 186). Формы медицинской помощи иностранным гражданам:

- экстренная помощь – стационарная или скорая помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях или обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента и требующая срочного медицинского вмешательства. Экстренная помощь оказывается бесплатно и безотлагательно всем и каждому без исключения;

- скорая и скорая специализированная помощь – вид экстренной помощи, оказывается при заболеваниях, травмах, отравлениях, несчастных случаях и т.п. ситуациях, требующих срочного медицинского вмешательства. Включает первую медицинскую помощь и транспортировку больного. Скорая помощь оказывается безотлагательно, всем и каждому без исключения. Государственная скорая помощь оказывается бесплатно.

- неотложная помощь – оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без угрозы жизни пациента (например, острая зубная боль). Оказание неотложной помощи требует заключения договора медицинского страхования (обязательное медицинское страхование (ОМС) или добровольное медицинское страхование (ДМС)) либо договора об оказании услуг. В государственных учреждениях обладателей ОМС лечат бесплатно.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326 - ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», застрахованными лицами являются постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства – т.е. те иностранцы, в том числе неработающие дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет (пп. а) п. 5 ст. 10 того же закона), у кого есть разрешение на временное проживание или вид на жительство.

В соответствии с положениями Федерального закона от 19.02.1993
№ 4528-I «О беженцах», обязательному медицинскому страхованию подлежат также беженцы и лица, имеющие временное убежище в Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 98 Договора о «Евразийском экономическом союзе»
(далее – ЕАЭ), трудящиеся – граждане государств-членов ЕАЭС и члены их семей имеют те же гарантии на социальное обеспечение, что и граждане Российской Федерации. В понятие «социальное обеспечение (социальное страхование»), согласно п. 5 ст. 96 Договора, входит и обязательное медицинское страхование. Правилами обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 г. № 158н, с 1 января 2017 года также определен порядок оформления полисов ОМС для трудящихся – иностранных граждан государств-членов ЕАЭС; в то же время, в соответствии с данными Правилами, российские страховые медицинские организации оформляют полисы ОМС членам семей трудящихся граждан ЕАЭС только в том случае, если они имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации.

Мигранты нуждаются в социальной поддержке, но не всегда могут претендовать на государственную социальную помощь: в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, право на социальное обслуживание на территории РФ предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации и имеющим место пребывания в регионе (т. е. имеющим вид на жительство), а также беженцам и лицам, имеющим временное убежище. Таким образом, временно пребывающие в регионе иностранные граждане могут претендовать только на социальную помощь, предоставляемую социально-ориентированными некоммерческими организациями.Необходимо наладить взаимосвязь с такими организациями.